|
Выборы-96. Генерал идет на помощь президенту
Президентские выборы 1996 года. На третье место в первом туре, набрав четырнадцать с
половиной процентов голосов, вышел генерал Лебедь. С одной стороны, вышел довольно
неожиданно: такого высокого общероссийского рейтинга у него никогда не было. С другой
– возможность подобного генеральского рывка многие интуитивно ожидали: было в
десантнике нечто притягательное – недаром же в декабре на думских выборах он с блеском
победил в тульском одномандатном округе, набрав около 43 процентов голосов и опередив
десяток соперников, в том числе местного мэра (это при том, что Конгресс русских общин
– а Лебедь шел в Думу еще и по общефедеральному списку этой организации – не
преодолел пятипроцентного барьера). Популярность генерала росла. Потому и тянули его к себе
на разрыв разнообразные политические силы.
Вряд ли, однако, Лебедь самостоятельно получил бы столь высокий процент. С определенного
момента – по-видимому, с того самого, когда генерал согласился в той или иной форме
союзничать с президентом (а соответствующие переговоры с Явлинским, напротив, провалились),
– Кремль стал оказывать Лебедю мощную финансовую, информационную, административную
поддержку. Собственно говоря, бывшие помощники президента в книге «Эпоха Ельцина»
прямо об этом пишут:
«Тогда (после провала переговоров с Явлинским. – О.М.) основное внимание было
переключено на Лебедя… Здесь все выглядело гораздо проще. И сразу после согласия
генерала ему на подмогу были брошены серьезные организационные и информационные ресурсы. Это
не замедлило сказаться на росте рейтинга генерала и позволило Лебедю занять третье место в
первом туре с результатом, на который он вряд ли рассчитывал».
Кандидатом в президенты Лебедя выдвинул тот самый Конгресс русских общин. Произошло это 11
января. В интервью «Интерфаксу», которое генерал дал по этому поводу 15-го
числа, он изложил наметки своей президентской программы.
Главным в этой программе было – «навести порядок». Порядок, порядок и
порядок! В той обстановке разброда и безвластия это подкупало многих. Порядок, естественно,
предполагалось навести при помощи государства: «В драматические периоды нашей истории
государство объединяло силы общества для выхода из кризиса». Но как это сделать, если
государство разъедено коррупцией, в основном, по словам самого Лебедя, «обслуживает
интересы чиновничества» и вообще находится «на грани краха»? Генерал
уверен, что ему удастся найти некий «ясный и вразумительный способ востребования
ответственности за последствия каждого шага» «на всех этапах строительства новой
экономики». Чиновника, берущего взятки, он предлагает считать «государственным
преступником», «ибо именно он расшатывает основы общества».
Больше всего к порядку «приучены» люди в погонах, поэтому им, как считает Лебедь,
должна быть отведена особая роль в управлении страной: «Сейчас надо спасать Родину, а
это священная обязанность военных».
При этом, однако, из вполне понятных соображений генерал обкладывает пуфиками неизменно
связываемый с его именем тезис о необходимости «жесткой руки»: «Жесткая
рука» сегодня нужна России. Но это, в моем понимании, не означает руку
зубодробительную. Это умная, властная, распорядительная рука, где-то даже добрая».
В дальнейшем ему еще не раз придется обращаться к этой теме, разъяснять, как он относится к
Пиночету и другим подобным персонажам.
В то, что генерал сумеет ужесточить борьбу с преступностью, взяточничеством – по
крайней мере, попытается это сделать, – верилось довольно легко. Хуже обстояло дело с
лебедевскими уверениями, будто он способен построить какую-то «новую экономику».
Экономические воззрения генерала представляли собой tabula rasa, чистый лист, на котором
писали Сергей Глазьев и другие подобные деятели.
Лебедь – разумеется, с подачи Глазьева – сразу же заявил, что он «резко
отрицательно» относится к «жесткой финансовой политике» правительства
Черномырдина: дескать, именно из-за этой политики, которая «пошла еще от Бориса
Федорова» (на самом деле, как всем хорошо известно, она составляла основу гайдаровских
реформ), людям по несколько месяцев не платят зарплату…
Конечно, предвыборные словеса в защиту «нищих российских граждан» – дело
вполне обычное и понятное, однако не худо было бы при этом называть истинные, а не
придуманные (кем-то подсказанные) причины невыплаты зарплат. Таковыми была все та же
коррупция и некомпетентность чиновников разного уровня, директоров предприятий, прочих
управленцев (по-новомодному – менеджеров)…
Вроде бы к тому времени уже стало избитым местом ругать приватизацию, однако Лебедь не
избегает и этого соблазна – тоже обрушивается на нее. «Приватизация не была
одобрена ни разогнанным Верховным Советом, ни ушедшей Государственной думой, – уверяет
генерал. – Она проводилась в жизнь под нажимом Черномырдина и Чубайса, указами
президента и постановлениями правительства».
Казалось бы, так ли уж трудно заглянуть хотя бы в подшивки газет соответствующего времени и
убедиться, что приватизация, да и вообще реформы начала девяностых осуществлялись с полного
благословения Съезда народных депутатов и Верховного Совета, на основе принятых ими законов
и прочих юридических документов, а не «под нажимом Черномырдина и Чубайса»?
Впрочем, как и положено в предвыборную пору, Лебедь успокаивает: если он станет президентом,
«не будет ни глобального передела собственности, ни безумной национализации. Россия
устала от революций, перестроек и переделов». Вообще всем будет хорошо: «В
экономической сфере мы стоим за опору на собственные силы (ну, чем не корейское Чу Чхе?
– О.М.), защиту интересов отечественных трудящихся и товаропроизводителей, за
оживление всего нашего научно-технического потенциала с учетом собственных традиций и с
использованием собственных конкурентных преимуществ. Мы намерены пресечь политику
обесценивания текущих доходов и сбережений граждан, на которых сегодня лежит основное бремя
инфляции…»
Вполне в духе «государственничества» и «патриотизма» Лебедь отрицает
частную собственность на землю: «Земля – последнее, что у нас осталось дорогого.
Если ее сейчас бросить на продажу, то через полгода-год появятся громаднейшие латифундии, а
мы останемся ни с чем…»
Вполне коммунистический подход. Наверное, этот и другие подобные лебедевские тезисы и давали
коммунистам надежду, что, в конце концов, несмотря ни на что, им-таки удастся привлечь
генерала к сотрудничеству и союзничеству.
«Чеченская гангрена должна быть прооперирована»
Особое место в программе Лебедя, естественно, занимает проблема Чечни. Здесь он чувствует
себя гораздо увереннее, чем в сфере экономики, особо не нуждается ни в чьих подсказках:
как-никак прошел Афганистан, Приднестровье…Впрочем, признает, что не чужд колебаний в
этом вопросе:
«Я до недавнего времени говорил, что надо из Чечни вывести войска и решать проблему
политическими и экономическими методами. Сейчас я считаю, что заблуждался. Заблуждение
базировалось на том, что чеченцы – это воины и мужчины. После того как они начали
воевать с женщинами и грудными младенцами (по-видимому, имеются в виду Буденновск, Кизляр,
Первомайское. – О.М.), мнение, естественно, изменилось. Гангрена должна быть
прооперирована».
Уже через некоторое время Лебедь вновь изменил свое мнение о путях решения чеченской
проблемы, вернулся к прежним своим взглядам, от которых вроде бы отрекся. В интервью «Итогам»
4 февраля он заявил: «Это проблема, прежде всего, экономическая, потом –
политическая, а уже потом – военная. Ключи от решения проблемы лежат здесь, в Москве».
По мнению генерала (впрочем, тогда оно вообще было весьма распространенным), война идет
из-за нефти – «там просто бьются вокруг нефтепровода через Чечню, в обход Чечни…».
Не случайно, мол, всплыли «эти два населенных пункта – Буденновск и Кизляр»:
«это как раз по маршруту» – намечаемому маршруту нефтепровода. Так что
военная операция в Чечне – дело ненужное.
Чечня неизменно присутствовала в планах Лебедя. Проблему этой северокавказской республики он
обещал решить окончательно и бесповоротно. Впрочем, как и большинство других ключевых
проблем. Подчас эти его обещания звучали достаточно комично: «Война в Чечне –
прекращу, преступность – уберу, социализм восстановить – восстановлю, капитализм
построить – построим...»
Лебедь – преемник Ельцина?
Во время своей избирательной кампании Лебедь, естественно, как и положено
кандидату-конкуренту, не стеснялся критиковать Ельцина. По его словам, Ельцин уже не сделает
для России больше, чем смог сделать. Теперь президент «должен поставить красивую точку
в своей политической карьере».
Однако по мере того как становилось ясно, что Борис Николаевич свою карьеру заканчивать не
собирается, а, напротив, обретает все больше шансов продолжить ее, тон генеральских
высказываний о президенте начал меняться, становиться более благосклонным по отношению к
главе государства. Тем паче, что и сам Ельцин принялся подавать ему некие знаки, как бы в
желании привлечь генерала на свою сторону.
14 июня, выступая во время своей избирательной кампании в Екатеринбурге, завершая эту
кампанию, президент произнес загадочную фразу – заявил, что знает имя своего
преемника, человека, который станет хозяином Кремля в 2000 году. Естественно, сразу же пошли
толки и догадки, кто бы это мог быть. Большинство быстро склонилось к одной фигуре –
именно генерала Лебедя (про Немцова, которого Ельцин до того времени прочил в преемники,
как-то забыли). В обоснование такой версии на все лады расписывались замечательные качества
бывшего приднестровского командарма – прямота, честность, твердость… Все то,
что притягивает людей, истосковавшихся по порядку.
Впрочем, многие хоть и соглашались, что президент подразумевал под своим преемником именно
Лебедя, не склонны были чересчур серьезно относиться к самому слову «преемник»:
подозревали, что Ельцин просто хочет привлечь в союзники политика, который, скорее всего,
– это уже видно – наберет в первом туре достаточно много голосов, окажется на
четвертом, а может быть, и на третьем месте. Если во втором туре образуется связка Ельцин
– Лебедь, она вполне может перевесить другую вполне вероятную связку Зюганов –
Жириновский.
Версию о том, что своим преемником действующий президент числит именно его, охотно подхватил
и сам Лебедь. Опуская бюллетень в урну 16-го числа, он так прокомментировал екатеринбургский
пассаж Ельцина о престолонаследнике: «Я имею сильное подозрение, что это я».
Стоит также отметить еще два любопытных заявления, сделанных генералом там же. Первое –
насчет возможной фальсификации выборов: «Мы – страна неустоявшейся демократии, у
нас фальсификация неизбежна. Она будет, но маленькая, цивилизованная – четыре процента».
Второе заявление – опять насчет «жесткой руки», насчет Пиночета (этот крест
в те дни Лебедю постоянно приходилось тащить). Генерал в очередной раз отверг аналогию между
ним и бывшим чилийским диктатором, как и вообще возможность установления в стране жесткого
режима на манер пиночетовского: «Россия все свои жесткие режимы пережила и очень
дорого за это заплатила. Никаких жестких режимов – только человеческий». По
словам Лебедя, чтобы установить порядок в стране, необходимо, чтобы «государство
забрало у бандитов и чиновников зря отданные им функции». «Построить рай
невозможно, но не допустить ада – следует обязательно».
Как всегда, генерал сыпал неотразимыми афоризмами.
По мере того, как становилось ясно, что в первом туре Лебедь действительно выйдет на третье
место, слова Ельцина о преемнике (имея в виду генерала) представлялись все менее
фантастичными, все более вытекающими из трезвой оценки реальности. Уже вечером 16-го, когда
выборы еще продолжались, один из ведущих сотрудников Аналитической группы Чубайса политолог
Вячеслав Никонов заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС: «Третье место в ходе сегодняшнего
голосования действительно станет серьезной заявкой на президентство в 2000 году… Если
его займет Александр Лебедь, это подтвердит намек Бориса Ельцина на то, что он уже знает,
кто будет президентом на следующих выборах».
Этой все более проявляющейся ясности насчет того, кто станет третьим, разумеется,
соответствовало все более возрастающее уныние в лагере «Яблока» (именно его
лидер больше других претендовал на бронзовый приз). В то время как результат Явлинского
– «восемь плюс-минус два процента» – был здесь вполне ожидаем,
«рывок на выборах Александра Лебедя», как сказал член «яблочной»
думской фракции Алексей Захаров, для многих «стал полной неожиданностью».
«Я выбираю новую идею»
Неизбежен ли был союз Лебедя с Ельциным перед вторым туром? Думаю, скорее да, чем нет. Формы
этого союза могли быть разные. Но поскольку люди, близко знавшие генерала, отзывались о нем
как о человеке принципов, по этим принципам и можно было судить, каков окажется его выбор.
Сам Лебедь несколько позже так этот выбор объяснил: «У нас есть две идеи: есть старая,
потасканная, изжившая себя, стоившая нам очень большой крови, бесчисленных страданий и
жертв, идея; есть новая идея – идея, к сожалению, на сегодняшний день очень скверно
реализуемая, но она есть. Можно и нужно сделать так, чтобы мы начали, наконец, жить. Весь
земной шар, за малым исключением, живет, а мы почему-то, победители в величайшей из войн,
существуем... И вот я выбираю новую идею».
Впрочем, ситуацию с генеральскими принципами вряд ли стоит считать такой уж однозначной.
Случись победить Зюганову, он, возможно, и от него не стал бы нос воротить.
Тем не менее, реально после первого тура ситуация, как мы знаем, явно складывалась в пользу
Ельцина. О том, что Лебедь войдет в связку с ним, первым, если не ошибаюсь, – уже
утром 17 июня – заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы» как раз один
из близких Лебедю людей – бывший военный комендант Тирасполя полковник Михаил Бергман:
«Александр Лебедь, несомненно, поддержит во втором туре президентских выборов
кандидатуру Бориса Ельцина».
Определил Бергман и место Лебедя в команде президента: «Если Борис Николаевич трезво
подойдет к этому делу, Лебедь должен заняться преступностью и армией… Ельцин обязан
предложить ему сейчас пост во главе силовых структур. Лебедь с этим справится с честью».
Ну и, разумеется, полковник абсолютно уверен в будущем президентстве генерала: «Нет
никаких сомнений, что в 2000 году Лебедь станет президентом России. На его кандидатуру
должны поставить все, потому что это – честный, порядочный, принципиальный человек».
Непосредственно в штабе Лебедя после первого тура рассматривали уже более конкретные варианты
его союза с Ельциным. Варианты эти, естественно, не афишировались, но, по некоторым
сведениям (по сведениям «осведомленных источников из окружения Лебедя»),
наиболее вероятным считалось назначение генерала первым вице-премьером, курирующим силовые
структуры. Второй вариант, менее вероятный (под него требовалось бы внести изменения в
Конституцию), – предоставление ему поста вице-президента. В любом случае речь шла о
«легитимном введении генерала Лебедя в высшие эшелоны власти».
Соответственно, в лебедевском штабе готовилось несколько обращений к избирателям,
проголосовавшим за Лебедя в первом туре, с призывом отдать свои голоса во втором туре за
Ельцина.
Встреча Ельцина с Лебедем ожидалась уже 17-го во второй половине дня…
Назначение состоялось
Реально президенту и генералу понадобились две встречи. Первая, как и ожидалось, произошла
17 июня, вторая, короткая (в основном все, видимо, уже было решено на первой и в промежутке
между встречами) – утром 18-го.
Можно предположить, что в обмен на свою поддержку – и на голоса готовых последовать за
ним избирателей – Лебедь намеревался получить один из тех самых постов, о котором
говорили в его штабе. Однако Ельцину вряд ли хотелось назначать генерала первым
вице-премьером, курирующим силовые структуры. Учреждать такой пост – значило бы
создавать опасный прецедент. Как известно, эти структуры находятся в прямом подчинении
президенту, передавать их кому-либо другому или хотя бы разделять с кем-то свою власть над
ними – такого желания у Ельцина, по-видимому, не было.
Что касается восстановления поста вице-президента – об этом, думаю, Ельцин и вовсе не
хотел слышать: слишком свежа еще была память о другом генерале, оказавшемся волею судеб и
его, Ельцина, волей на этом посту...
По словам Лебедя, Ельцин предложил ему на выбор либо пост секретаря Совета безопасности, либо
– министра обороны. Генерал отказался от обоих постов. В интервью радиостанции «Свобода»,
которое Лебедь дал в тот же день, 17-го (чем, по-видимому, вызвал немалое недовольство
Ельцина и его окружения), он назвал секретарство в СБ «кабинетной работой», а
пост главы Минобороны посчитал «должностью с ограниченным кругом полномочий».
«Необходимо что-то к чему-то добавить», – сказал Лебедь.
«Добавили» ему два довеска. Во-первых, еще одну должность – помощника
президента по национальной безопасности и, во-вторых, – дополнительные полномочия в
соответствии с его собственными предложениями. Вроде бы невелика фигура – помощник
президента, но в такой комбинации – «помощник по нацбезопасности» –
в памяти сразу же всплывала аналогичная должность помощника президента США, действительно
весьма важная…
Указ о назначении Лебедя на эти два поста был подписан Ельциным непосредственно во время
второй встречи с генералом – 18 июня. На короткой импровизированной пресс-конференции
сразу после нее и президент, и генерал успели сказать много высоких слов, призванных в самом
лучшем виде представить перед избирателями их действия и побудить избирателей Лебедя
голосовать во втором туре за Ельцина.
Ельцин:
– То, что я подписал указ… по назначению его секретарем СБ и помощником
президента по вопросам национальной безопасности – это не просто назначение, а это
объединение двух политиков. Это объединение двух программ, то есть как бы его программные
действия обогащаются программными действиями президента РФ. Те, кто проголосовал за
Александра Ивановича, я считаю, они дали наказ президенту выполнять именно то, что они
увидели хорошего в программе Александра Лебедя. Поэтому я должен откорректировать несколько
свою программу соответственно и включить туда такие вопросы, как вопросы армии, реформы в
армии, вопросы безопасности, вопросы борьбы с преступностью, борьбы с коррупцией и ряд
других вопросов… И сам Александр Лебедь, не будучи избранным президентом, на своей
новой должности сможет реально влиять на реализацию своей программы.
Лебедь:
– Одиннадцать миллионов человек мне поверили, что я способен навести в стране порядок и
обеспечить их безопасность. Я офицер, мне остается выдержать свое слово. Поэтому, придя к
финишу третьим, я возлагаю на себя эти многосложные, многотрудные обязанности. Глубоко
убежден, что не менее 80 процентов моих избирателей меня поймут правильно и пойдут за мной.
Я в этом глубоко убежден.
Среди прочего, выяснилось, что одновременно с назначением Лебедя уволен министр обороны Павел
Грачев – как сказал президент, «в соответствии с поданным рапортом».
По-видимому, это было одним из главных условий, которые поставил перед Ельциным Лебедь.
Роль генеральской личности в истории
Все течет, все изменяется. В 1995-м президент Ельцин, фактически с подачи министра обороны
Павла Грачева, уволил командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Александра Лебедя. И вот
год спустя тот же Ельцин, по существу выполняя требование бывшего командарма, отправил в
отставку самого министра обороны. Сила силу пересилила. Верх взяла сила народной поддержки,
оказанной на выборах опальному генералу.
Вместе с тем, конечно, фигура Лебедя, как принято сейчас говорить, неоднозначная. Вспомнить
хотя бы его метания в начале политической карьеры. То метнулся в КРО (Конгресс русских
общин) в объятия к Скокову, то – к «плачущему большевику» Николаю Рыжкову…
А взять его оценки известных событий. И в 1993-м, и позже Лебедь считал, что Ельцин
использует «жупел красной угрозы» для укрепления своей личной власти. Вроде бы
на самом деле опасности коммунистического реванша и не было, а был один только шантаж
избирателя, предвыборные пропагандистские «страшилки». Отсюда же его обвинения в
адрес его преемника по Приднестровью генерал-лейтенанта Валерия Евневича, принявшего в 1993
году участие в подавлении октябрьского мятежа в Москве: у него, дескать, «руки по
локоть в крови».
С другой стороны, в одной из своих статей Лебедь сам же признал, что «многие обиженные
люди, голосующие за коммунистов, ждут реванша, настоящего, не картонного. И если уж КПРФ
придет к власти, они потребуют оплаты векселей». Так где же, спрашивается,
пропагандистские «страшилки»? Вот вы и сами подтверждаете, что жажда реванша
вовсе не выдумана, она вполне реальна, так же, как и перспектива «большой крови»
в случае возможной реставрации коммунистов.
Ощущение такое, что только в момент своего назначения секретарем Совета безопасности Лебедь
наконец в полной мере разобрался, что к чему: «У нас есть две идеи: есть старая,
потасканная, изжившая себя, стоившая нам очень большой крови, бесчисленных страданий и
жертв, идея; есть новая идея – идея, к сожалению, на сегодняшний день очень скверно
реализуемая, но она есть. Можно и нужно сделать так, чтобы мы начали, наконец, жить. Весь
земной шар, за малым исключением, живет, а мы почему-то, победители в величайшей из войн,
существуем... И вот я выбираю новую идею».
Но ведь эта сшибка между новым и старым, между «вперед» и «назад» и
составляла главный стержень политических конфликтов в России на протяжении предшествующих
десяти лет. Что ж тут было не понять? Сшибка эта была почти равновесная. В октябре 1993-го
старое при помощи грубой силы, при помощи оружия едва-едва не опрокинуло противника. То же и
теперь, на выборах 1996-го: мобилизовав темные, в значительной степени крестьянские, массы,
без сомнения, мухлюя по деревням, по захолустьям с избирательными ящиками (коммунисты
контролировали более 60 процентов избирательных участков), старое добилось хоть и
проигрышной для себя, но минимальной – в 3 процента – разницы в голосах. Какие
уж тут «страшилки»! Все опять повисло на волоске.
Лебедь считал «полноценным» разогнанный Ельциным Верховный Совет. Накануне
выборов 1995 года предсказывал, что президент не допустит избрания нелояльного ему состава
Думы – для этого, дескать, прибегнут к искусственной дестабилизации обстановки в
стране, введут чрезвычайное положение, выборы будут перенесены. Вообще этот мотив насчет
дестабилизации и ЧП, замышляемых будто бы Ельциным, одно время постоянно присутствовал в
генеральских речах. То, что ни одного подобного случая так и не произошло, думаю, лучше
всего говорило о способности генерала к политическим прогнозам.
По многим вопросам его суждения вообще были крайне примитивны. Так, в одной из публикаций он
принялся рассуждать, возможна ли в России социал-демократия. И пришел к заключению, что нет,
невозможна, поскольку-де «Россия не Швеция» и «это вообще, извините, не
для нашего климата». Социал-демократия почему-то ассоциировалась у Лебедя главным
образом... с защитой прав сексуальных меньшинств.
Столь же наивны были и размышления генерала о возможности фашизма в России:
«Сколько бы ни болтали профессиональные антифашисты, в России этой проблемы нет. Есть
провокаторы, шпана со свастиками – вот и все. В разном нас, русских, можно винить, но
не в шовинизме. Раз уж у нас самую националистическую партию возглавляет Владимир Вольфович
– то странные мы националисты».
Как говаривал Швейк, осмелюсь доложить, господин генерал: Владимир Вольфович в роли русского
шовиниста – это не более чем исторический казус. «Сыном юриста» это
идеологическое направление не начинается и не заканчивается. Шовинизм, национализм да и
фашизм в России имеют давнюю историю. Бывали долгие периоды, когда шовинизм, антисемитизм,
ксенофобия почти официально поддерживались властями, церковью. Смешно все сводить к
проделкам шпаны.
В общем, в политике Лебедь плавал. Еще больше, как уже говорилось, плавал в экономике.
Присоединившись к КРО, он уверял, что спасение страны возможно только через пробуждение
национального самосознания русских. Одно время обещал, что отыщет для России какой-то третий
путь ? между социализмом и капитализмом. Опять, стало быть, ковылять своим особым,
самобытным прешпектом, колобродить по историческим лабиринтам, кочкам и болотам. Одно лишь
это обещание способно было вогнать в судороги любого здравомыслящего человека.
Одним словом, Лебедь к тому времени находился в стадии ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ. Весь вопрос
заключался в том, долго ли оно продлится и каким результатом увенчается.
Пожалуй, наиболее привлекательны были идеи Лебедя, касающиеся наведения порядка в стране,
борьбы с преступностью, с коррупцией. Его планы по наступлению на уголовщину были достаточно
просты, по-военному прямолинейны и логичны.
«В МВД известны почти все главари оргпреступности, – говорил он. – Это
понятно: они не скрываются, уверенные в своей неуязвимости. На этом и погибнут. Я издам
президентские указы… которые позволят на основе имеющихся оперативных данных
арестовать главарей группировок. Если будет нанесен такой массовый, оглушающий удар
одновременно по всей стране, спрут будет поражен в самое сердце… Моя цель –
сжать преступность, оторвать ее от бюрократического аппарата и загнать в те ниши, где она
существует во всем мире, – в сферу собственно криминального бизнеса. Там с ней надо
вести позиционную войну. Но чтобы сбить ее с захваченных стратегических высот, необходим
мощный удар. И он будет нанесен».
Не правда ли, и в самом деле просто? Непонятно было одно: почему милицейские министры Ерин,
Куликов не додумались до этого? Впрочем, понятно, разумеется: чтобы затеять такое, нужна
была команда, а она почему-то из Кремля не приходила. И потом, начнешь брать авторитетов,
много интересного узнаешь о сферах самых высоких. Но это как раз такое знание, в котором для
милицейских чинов было бы много печали. Как бы то ни было, если бы Лебедь и взаправду
решился бы на что-то подобное, популярность его в народе возросла бы неслыханно.
Привлекательной казалась и программа Лебедя по Чечне:
«Если действительно большинство чеченского народа на референдуме потребует отделения от
России, держать их кнутом и пряником не стану. Не буду вышвыривать триллионы рублей в
чеченскую дыру (а фактически в карманы разных Гантамировых) и выпрашивать: «Возьмите,
только останьтесь». Тем более не стану лить русскую кровь в борьбе с террористами в
Чечне. Россия обойдется без Чечни, если Чечня считает, что обойдется без России. Большинство
за отделение – ступайте вон и живите, как умеете. Помощи не ждите».
Кто ж сомневается, за что чеченское большинство? Двести лет или даже больше они, чеченцы,
только о том и просят – чтобы их оставили без российской помощи. И без российской
опеки.
Но это президентская программа Лебедя. Вряд ли ему как секретарю СБ позволили бы отпустить
Чечню на волю. Тут он, конечно, натолкнулся бы на еще большие железобетонные надолбы, чем
при попытке начать всероссийский месячник по отлову уголовных авторитетов.
Как бы то ни было, в моменты смуты, сумятицы, хаоса – а Россия тогда переживала именно
такой момент – почти физически ощущается потребность, чтобы вперед выдвинулся, взял
игру на себя носитель ярко выраженного, более того – форсированного мужского
начала.
Собственно, ничего нового в тогдашнем выдвижении генерала Лебедя на политическую авансцену не
было. Недавняя история знает и других генералов, взявших на себя ключевую роль в сходной
ситуации. И Хуана Перона, и Пиночета… И, главное, де Голля, чья политическая карьера,
пожалуй, наиболее поучительна. В некотором роде это эталон деятельности кадрового военного
на высшем государственном посту. Сумевшего благодаря неслыханной концентрации воли, энергии,
целеустремленности совершить прорыв из царившего во Франции разброда и раздрая на спокойную
воду процветания и благополучия.
В том разброде и раздрае один Алжир чего стоил. Орешек покрепче Чечни. Хотя бы такое
сравнение. Чеченские русские, кто еще не уехал оттуда, готовы были в любой момент уехать
– дайте только прибежище, где жить. Французские же колонисты в Алжире, в том числе
военные, напротив, намертво вцепились в африканскую землю. Казалось, клещами не оторвешь.
«Алжир – французский!» Де Голль оторвал. Безжалостно подавил мятеж своих
бывших сослуживцев. Заставил откатиться за море, вернуться в метрополию, присмиреть.
Отпустил колонию с Богом. Предоставил собственной судьбе. Хотя противники этого шага тоже на
все лады дудели о величии Франции, единой и неделимой, которое генерал будто бы попирает и
растаптывает. На самом деле де Голль затоптал очаг смуты, грозивший перекинуться на всю
страну…
Мировая литература – от незабвенного Вазир-Мухтара до создателей популярных у нас в ту
пору телевизионных «Кукол» – не устает потешаться над
социально-психологическим типом ограниченного служаки в полковничьих или генеральских
погонах, переносящего примитивно-прямолинейные методы гарнизонной службы на непростые
гражданские дела. «Упал – отжался!» – вот и вся философия. «Я
князь Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам!..» Но иногда такой тип – не
шаржированный, разумеется, – в самом деле является почти как мессия.
Наверное, в истории любой страны случаются периоды, когда особенно остро ощущается дефицит
воли правителей. Как раз в такой вот момент появление решительного человека и воспринимается
как благоволение неба.
В России, жаждавшей тогда хотя бы элементарного порядка, перспективы деятеля, который этот
порядок обещал, причем не связывал его с коммунистическим дебилизмом, – представлялись
совсем неплохими. Поэтому Лебедь, с помощью Ельцина, и взобрался так высоко по лестнице
власти.
Короткий век «нерушимых» союзов
Но что будет после выборов? Долго ли Лебедь продержится в связке с Кремлем? Во время самой
выборной горячки этот вопрос отодвинулся на задний план. Тем не менее о нем нельзя было не
думать.
Вообще-то, было не очень понятно, какую силу имеет договор между Ельциным и Лебедем. И не
уволит ли президент генерала через короткий срок после 3 июля. В конце концов, что ему
мешает это сделать? Это ведь просто джентльменское соглашение…
Думаю, Лебедя это не очень беспокоило. Главным устремлением генерала в ту пору было –
самому стать президентом. По-видимому, он пребывал в уверенности – как нам известно,
небезосновательной, – что Ельцин долго не протянет. Об этом устремлении Лебедя, надо
полагать, хорошо знало его ближайшее окружение, но иногда оно прорывалось и за его пределы.
Так, 23 июня на вопрос журнала «Шпигель», видит ли он себя в 2000 году
президентом России, Лебедь неосмотрительно ответил: «Возможно, еще раньше». По
словам генерала, он рассматривает свою нынешнюю должность секретаря СБ всего лишь как
«промежуточный этап», который позволяет ему выполнить свои предвыборные
обещания: навести порядок в стране, обеспечить безопасность граждан.
После ему пришлось выкручиваться, уверять, что немецкие журналисты исказили его слова:
«Это была шутка. Немцы не поняли русского юмора». Однако мало кого убедили эти
увертки.
Эта-то неукротимая, не признающая никаких преград тяга к высшей власти и стала главной
причиной того, что он недолго продержался на своем посту. 17 октября – всего только
через четыре месяца после назначения – Ельцин отправил его в отставку. Отправил при
весьма драматических обстоятельствах (о них чуть позже).
По логике вещей, по взаимному согласию всех сторон, генерала Лебедя, думаю, необычайно
эффективно можно было бы использовать для той миссии, для которой он самим Богом был,
возможно, предназначен, – для борьбы с преступностью и самой мерзкой ее частью –
коррупцией. Ни до, ни после не было у нас в соответствующих государственных сферах деятелей,
кто хотя бы отдаленно мог бы тут – в этом своем потенциале – с ним сравниться.
Но – не сложилось. В своем воображении Лебедь, повторяю, скорее всего, готовил себя к
несравненно более важному предназначению, видел себя на гораздо более высоком
государственном посту. Это-то и привело к тому, что союз Ельцина с Лебедем, обещавший вроде
бы столь многое, причем не только в пределах президентских выборов, распался весьма быстро и
весьма драматически.
Все же еще в одном важном деле – не уместившемся в пределах одной только президентской
избирательной кампании, вышедшем за ее пределы, хотя и связанном с ней, – Лебедь
сыграл ключевую роль. Я имею в виду его роль в чеченском примирении.
На пути к Хасавюрту
Решающая роль в решении чеченской проблемы стала переходить к Лебедю где-то с 10 августа
1996 года. В этот день он обозначил свою принципиальную позицию: основой чеченского
урегулирования должно стать немедленное прекращение боевых действий. Причем не «бумажное»,
а реальное. Естественно, такая позиция вызвала ярость в рядах «партии войны», и
эту ярость генерал вскоре почувствовал.
В ночь с 11-го на 12 августа в селении Старые Атаги Лебедь провел первые переговоры с
начальником Главного штаба Ичкерии Асланом Масхадовым и министром информации республики
Мовлади Удуговым. Темой переговоров были «условия двустороннего прекращения огня и
отвода боевиков из Грозного».
Огонь начали прекращать уже 12 августа около 15-00. По крайней мере, об этом сообщил сам
Лебедь, выступая в этот день на пресс-конференции в Москве. Что касается будущего статуса
Чечни, «мы пришли к выводу о том, ? сказал генерал, ? что, чтобы реализовать любой
статус, надо сначала перестать убивать людей… А для этого необходимо прежде всего
развести противоборствующие стороны».
В действительности, конечно, бои в Грозном продолжались. Даже в центре, вроде бы (по
официальным сообщениям) очищенном от боевиков. По признанию самих российских военных,
контроль над центром города переходил «от одних к другим ? ночью в нем хозяйничали
сепаратисты, а утром ситуацию брали в свои руки федералы».
В ночь с 15-го на 16 августа в селении Новые Атаги Лебедь встретился уже с президентом
Ичкерии Зелимханом Яндарбиевым. Разговаривали долго и откровенно. Новый ельцинский
представитель явно удостоился доверия противостоящей стороны, которого не удавалось добиться
другим российским генералам. Среди конкретных результатов ? договорились создать
наблюдательную комиссию за выполнением условий прекращения огня и наблюдательный совет, в
который должны войти секретари Советов безопасности трех соседних с Чечней республик ?
Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Сообщения об этой встрече жители Чечни восприняли как самую обнадеживающую новость.
Ультиматум Пуликовского
Однако 19 августа ситуация в Грозном вновь резко обострилась. Обострилась по вине Москвы. В
этот день исполняющий обязанности командующего федеральными силами в Чечне генерал
Пуликовский (сам командующий Вячеслав Тихомиров был в отпуске) ? по-видимому, в пику Лебедю
? предъявил ультиматум его мирным жителям, потребовав от них в течение 48 часов покинуть
город, после чего он, по его заявлению, начнет подавление боевиков всеми имеющимися у него
средствами, включая артиллерию и авиацию.
С осуждением этого ультиматума выступило даже послушное Москве завгаевское правительство,
назвав этот ультиматум «смертным приговором» для сотен тысяч людей, которые не
смогут выйти из Грозного за двое суток. Учитывая к тому же, что многие просто ничего не
знают об этом ультиматуме ? в городе нет электричества, а потому отсутствует связь. Среди
жителей много раненых, женщин, малолетних детей, стариков…
Лебедь, находившийся в тот момент в Москве, срочно вылетел в Чечню ? «для принятия
неотложных мер по снятию экстремальной напряженности, возникшей там в последние дни».
Еще перед отлетом «источник в Совете безопасности» заявил журналистам, что
генерал «продолжает придерживаться мнения о невозможности разрешить чеченский кризис
военными методами».
22-го от Пуликовского отреклось Министерство обороны. «Выдвинув ультиматум, ? заявил
глава этого ведомства Игорь Родионов, ? Пуликовский превысил свои полномочия и допустил
серьезную ошибку».
Штурм чеченской столицы так и не состоялся.
Люди с оружием уходят из Грозного
Уже на следующий день по прибытии в Чечню, 22-го, Лебедь в Новых Атагах подписал с
Масхадовым «Соглашение о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в
городе Грозном и на территории Чеченской Республики».
24 августа там же переговоры продолжились. По словам Лебедя, на них «были согласованы
подходы к урегулированию как военной, так и политической ситуации в Чечне».
Завершились они 25 августа.
24-го числа боевики начали покидать Грозный. За сутки из города их вышло около тысячи. Мирные
усилия Лебедя оказались эффективней, чем ультиматум Пуликовского.
26-го было сообщено, что и подразделения федеральных войск готовы к выходу из города, а вывод
их из горных районов Чечни уже начался.
В последующие дни и российские войска, и отряды сепаратистов параллельно выводились из
Грозного (хотя были сообщения, что на смену ушедшим отрядам боевиков приходят другие). 28
августа город покинули около двух тысяч военнослужащих федеральных сил и почти столько же ?
1900 ? боевиков.
Всего к 29 августа из Грозного ушли четыре тысячи военнослужащих, из горных районов ? 4200
солдат и офицеров, 400 единиц бронетехники.
Согласно достигнутым договоренностям, так называемую демилитаризацию чеченской столицы ?
удаление из нее всех вооруженных людей ? предполагалось завершить к 1 сентября.
28-го в Грозном начали функционировать объединенные комендатуры…
Одним словом, Лебедь ? разумеется, при одобрении и поддержке президента ? упорно двигался к
миру, несмотря на противодействие многих деятелей и в Москве, и в самой Чечне. Тут ? в
качестве примера такого противодействия ? можно сослаться на обвинение, которое ему бросил
министр внутренних дел Анатолий Куликов: дескать, секретарь Совета безопасности, «недавно
окунувшийся в проблему Кавказа, не до конца разобрался в ситуации» (впрочем, перепалку
с министром начал сам Лебедь, «повесивший» на Куликова основную ответственность
за провалы в Чечне). Схожие слова прозвучали и из уст главы промосковского правительства
Чечни Доку Завгаева, заявившего, что Лебедь, не зная проблем Кавказа, взрывает там ситуацию,
ведет к глобальной войне в регионе посредством сепаратных переговоров с боевиками.
29 августа на пресс-конференции в московском «Президент-отеле» Лебедь заявил, что
«твердо намерен вернуть процесс установления порядка в республике в конституционное,
правовое русло, без авиационных налетов». «Мы решим этот вопрос по-человечески»,
? сказал он. Чтобы избежать внутричеченской резни после ухода федеральных войск, генерал
предложил создать в республике «коалиционное правительство». А на вопрос, верит
ли он, что сепаратисты будут выполнять договоренности, коротко бросил, что «никто не
хочет умирать» и что он твердо уверен: «разум возобладает».
Точка поставлена в Хасавюрте
Основные соглашения, положившие начало трехлетнему миру в Чечне, были подписаны 31 августа в
дагестанском городе Хасавюрте. Кажется весьма странным, что они смогли сыграть эту
примирительную роль, поскольку представляли собой два довольно невнятных документа, нечто
вроде декларации о намерениях. Первый документ ? «Совместное заявление»,
которое, собственно, и было подписано, с одной стороны Лебедем и его заместителем на посту
секретаря Совета безопасности Сергеем Харламовым, а с другой ? Масхадовым, в то время, как
уже говорилось, начальником Главного штаба сепаратистов, и исполняющим обязанности
вице-президента Ичкерии Саид-Хасаном Абумуслимовым, ? содержал всего одно длинное
предложение, в котором говорилось, что подписанты «cовместно разработали Принципы
определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой, на
основе которых будет строиться дальнейший переговорный процесс».
Вторая бумага ? сами эти принципы. Их три. Первый гласит, что соглашение об основах
взаимоотношений между Россией и Чечней должно быть достигнуто до 31 декабря 2001 года. Иными
словами, на то, чтобы определить статус Чечни, отпускается пять с лишним лет. То есть Чечне
присваивается тот самый «отложенный статус», о котором все время шла речь на
переговорах. Второй принцип заключается в том, что не позднее 1 октября формируется
Объединенная комиссия из представителей госвласти России и Чечни, и перечисляются некоторые
ее задачи. Среди главных, пожалуй, ? контроль за исполнением уже упомянутого Указа
президента № 985 и подготовка предложений по завершению вывода войск. Еще одна важная задача
? подготовка программ восстановления социально-экономического комплекса Чечни, контроль за
обеспечением населения продовольствием и медикаментами. Третий принцип определяет, каким
должно быть законодательство Чеченской Республики. Среди прочего здесь можно заметить
упоминание «права народов на самоопределение». Ничего нового для нас такое
упоминание не представляет: как известно, во все годы советской власти такое право на словах
закреплялось за всеми народами…
Вот и все. Сколько бы вы ни ползали по этим двум «хасавюртовским» бумагам, хоть с
лупой, хоть с микроскопом, ничего такого судьбоносного, определяющего резкий поворот истории
вы в них не найдете.
Впрочем, к Хасавюртовским соглашениям можно пристегнуть и соглашение, достигнутое 22 августа
в Новых Атагах, и многое другое ? например, договоренность, к которой пришли Лебедь и
Масхадов в том же селении несколько позже ? 17 сентября: о графике вывода федеральных войск
из Чечни и контроле за этим выводом, о формировании совместных правоохранительных органов, о
разминировании минных полей возле ряда населенных пунктов и т.д.
Так или иначе, после подписания Хасавюртовских соглашений в Чечне почти на три года
действительно воцарился относительный мир. Указ № 985 как бы обрел обоюдную силу: отныне его
признавала и та, и другая сторона.
В ноябре Ельцин пошел еще дальше. 23-го числа он подписал Указ № 1590, в соответствии с
которым из Чечни выводились последние российские воинские части ? 101-я бригада внутренних
войск и 205-я армейская бригада. Все! НАШИХ СОЛДАТ БОЛЬШЕ ТАМ НЕ ОСТАЛОСЬ.
Бездарно упущенный шанс
Сейчас Хасавюртовские соглашения (точнее, то, что после них произошло, ? вывод войск и
фактическое предоставление Чечне независимости) принято оценивать крайне уничижительно,
поносить всяческими словами. Дескать, они, соглашения, и такие, и сякие. Их подписание, мол,
было, «хасавюртовской капитуляцией». Возможно, российская сторона в самом деле
пошла в нем на чрезмерные уступки. Однако не думаю, что в целом эти соглашения заслуживают
лишь негативной оценки. Они были достаточно приемлемы КАК ПЕРВЫЙ ШАГ в направлении к миру на
чеченской земле. За ним должны были последовать другие шаги, необходимо было проводить
упорную, последовательную работу, чтобы закрепить и развить достигнутые договоренности.
Эмиль Паин, специалист по чеченской проблеме, ? впрочем, человек академического склада, ? по
этому поводу пишет так:
«Мирный договор является лишь первым шагом на пути долгосрочного мира. Если следом за
ним не начинается весьма кропотливая работа по рекультивации политического ландшафта,
разрушенного длительным вооруженным конфликтом, то даже самые продуманные договоры терпят
неудачу. Как раз такой рекультивации не было проведено…»
Говоря проще, требовалась серьезная практическая работа по помощи населению, по
восстановлению республики, по обузданию экстремистов, по укреплению во власти людей
умеренного умонастроения… Ничего этого, конечно, сделано не было. Не знали даже, как
к этому подступиться. Самое выдающееся мероприятие ? стали рыть ров по административной
границе с Чечней. Никакой существенной материальной поддержки республике, отпущенной в
свободное плавание, не оказывалось. Средства, которые вроде бы выделялись на ее
восстановление, разворовывались, причем их разворовывание начиналось еще в Москве.
Знаменитой стала по-детски наивная фраза Ельцина, которую он произнес на встрече с Масхадовым
12 мая 1997 года, произнес перед телекамерами: «Черт его знает, куда подевались 800
миллионов рублей, выделенные на восстановление Чечни».
Уж если президент не знает, куда деваются деньги…
Кстати, именно на той встрече Ельцина с Масхадовым, который к тому времени был избран
президентом своей республики, был подписан, пожалуй, юридически более важный, чем
Хасавюртовские соглашения, документ ? «Договор о мире и принципах взаимоотношений
между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия». То есть это уже был как
бы договор между двумя независимыми друг от друга государствами. «Высокие
договаривающиеся стороны, ? говорилось в нем, ? желая прекратить многовековое
противостояние, подтверждая Хасавюртовские соглашения от 31 августа 1996 года, стремясь
установить прочные, равноправные, взаимовыгодные отношения, договорились…» И
первым пунктом шло наиболее значительное, о чем договорились: «Навсегда отказаться от
применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов». И еще:
«Строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права…» Договор вступил в действие со дня его подписания.
Правда, непосредственно перед тем, как поставить свою подпись, Ельцин своевольно, как
говорится, в одностороннем порядке, вычеркнул слова «подтверждая Хасавюртовские
соглашения от 31 августа 1996 года» ? к тому времени «герой Хасавюрта»
Александр Лебедь был уже не в фаворе, ? однако такая купюра ничего не меняла.
Лебедю не хватило терпения
Кто знает, может быть, Лебедь и в самом деле стал бы преемником Ельцина, обладай он
качествами тонкого дипломата и изощренного чиновника, наберись он терпения на четыре
межвыборных года и делай все так, как предписывает негласный карьерный кодекс. Однако
таковых качеств у десантника не было, долго терпеть, вести неторопливую позиционную борьбу
он, по-видимому, не умел. Решив, что постоянно болеющий Ельцин уже созрел, чтобы досрочно
оставить свой пост, – по доброй воле или без таковой, – Лебедь пошел напролом,
стал готовиться к перехвату эстафетной палочки. Исподволь подгребал под себя рычаги власти,
необходимые силовые ресурсы, прежде всего – структуры спецназначения... По существу,
как многие подозревали, готовил военный переворот.
Но команда Ельцина опередила его. Отстранение бывшего командарма от власти – оно
происходило 17 октября 1996 года – походило на арест Берии. Вот как рассказывал мне об
этом Анатолий Чубайс (ему, как тогдашнему руководителю Администрации президента, в этом деле
принадлежала ключевая роль):
– Это ведь легко сказать – увольнение Лебедя… Единственным силовым
ресурсом, который он не контролировал и на который мы могли опереться, было возглавляемое
Куликовым МВД. То была целая операция – отстранение секретаря Совбеза: нам пришлось
«усиливать» Кремль, в том числе БТРами, поминутно расписывать программу силовых
действий – с момента объявления Лебедю указа о его увольнении и до момента отключения
его телефонов, замены охраны и сопровождения до кабинета… Это было более чем
серьезно. Представьте себе: секретарь Совета безопасности, у которого практически в
конституционном подчинении находятся Минобороны, МВД, ФСБ… И вот вы говорите ему:
«Вы уволены». Он может выйти, снять телефонную трубку прямой связи с Минобороны
и произнести всего лишь несколько слов: «Значит так, Кантемировской, Таманской
дивизиям немедленно выдвигаться в район Кремля...» А его приказ в этот момент еще
обязателен к исполнению. Представляете, какую это несло в себе угрозу при его влиянии на
силовиков и особенно на части специального назначения. И при том, что он специально этим
занимался, много и серьезно готовился к подобному развитию событий.
Понятно, что столь драматическое расставание Ельцина с Лебедем перечеркнуло шансы генерала
сохраниться в списке людей, которых президент мог бы рассматривать как своих потенциальных
преемников.
|
|